18 июля

Сегодня планируем разведать дорогу до ледников Актру. Через Курайскую степь к Северо-Чуйскому хребту. Если доберёмся, сходим до ледников.

Но сперва по дороге заезжаем на остатки Чуйской ГЭС. Через пару километров после Мёны сворачиваем направо к Чуе.

ГЭС начали строить ещё в 60-х годах прошлого столетия в надежде электрифицировать Акташский рудник и местные колхозы.

Потом вдруг выяснилось, что затея строить ГЭС на рыхлом моренном основании ни к чему хорошему не приведёт. Нам же теперь остаётся любоваться развалинами того, что успели тогда построить.

 

Теперь по Чуйскому тракту до Курая. Сворачиваем направо в Курай, минуем Курай, Кызыл-Таш.

Всё, мы в Курайской степи.

Нам куда-то туда, но сперва почти в противоположную сторону на юго-восток до моста через Чую, и уж потом на восток по степи в сторону виднеющихся снежных вершин. 

Ещё километров десять по степным дорогам и упираемся в брод. Чтобы ехать дальше, нужно форсировать три рукава разлившейся реки. Лезу в холодную воду, местами минимальная глубина до 70 сантиметров.  У меня по паспорту не более 50см. Штурман мой рисковать не любит, уже думаем развернуться и возвращаться обратно...

Но недалеко стоят несколько машин. Пока размышляли рискнуть-не рискнуть, водитель одной из них (Газели) подошел и мы с ним разговорились. Он рассказал, что привез группу туристов, ждёт их с гор второй день, что были дожди и вчера вообще брод был непроезжим. Сегодня значительно спала вода. Ну и давай подсказывать, как правильно проехать брод, как подготовить машину... В итоге убедил  (за что ему огромное спасибо)

Лезу под капот - отсоединяю воздуховод, который у меня идет куда-то под бампер к резонатору, от воздушного фильтра, чтобы меньше шансов хлебнуть воды, спереди радиаторную решетку заклеиваю полиэтиленом. 

Машина готова к преодолению брода.

Потихонечку по намеченной траектории благополучно форсирую реку. Ура!  

Немного обсыхаем, проверяем все ли в порядке с машиной, вовремя замечаю, что чуть не потерял в воде передний номер -- держится на одном саморезе.


Едем дальше. Заветная цель становится всё ближе...

... и ближе.

До Перевалки остается не больше десяти километров. Дорога вполне проезжая, проблем пока не вызывает. После мостика через арык забираем вправо, в интернетах пишут, что там подъём поположе. Перед леском дорога раздваивается, выбираем правую, кажущуюся поглаже, но все-равно потом попадаем на сложный участок с валунами, понимаем, что лучше было ехать по левой, но  потихоньку  проезжаем. И выходим на финишную прямую в виде крутого спуска к Перевалке. 

Сомнение вызывает начало спуска, основательно разбитое - видно, что тут буксовала не одна машина.

Спуститься-то не проблема, но перспектива на обратном пути побуксовать на этом подъеме под сетование и замечания штурмана отбивает всякое желание попробовать и рискнуть.

До Перевалки метров 300, потому оставляем машину перед спуском, а сами пешком вниз. Пять минут, и мы на  месте. 

На Перевалке.

 

Здесь договариваемся с хозяевами о доставке нас до альплагеря и обратно. Молодой парнишка на уазике успешно с этим справился за 4 тыр.

Дорога начинается с брода через Актру

Есть мост, с виду он практически целый, 

но ближе к тому берегу оказывается разрушен.

Потому все едут через брод.


Ну а дальше километров восемь по такой вот дороге

В долине Актру всё было затоплено. Несколько раз приходилось выискивать где же форсировать речку.

Через час трясучки мы в альплагере.

Там нам водитель на пальцах объяснил, как дойти до Малого Актру, и мы пошли.

 

От альплагеря переходим по пешеходному мостику на правый берег

Идём вдоль речки. Как нам объяснил водитель, нам нужно дойти до насыпи, подняться и, как по хребту, мы дойдём прямо до  ледника.

Нас окружают скалы и курумник.

Впереди гора Караташ

Тропинка ведет круто вверх на насыпь. Карабкаемся...

Взобрались.  

Долина Актру осталась позади

Справа виднеются языки ледника Большой Актру.

Нам налево, к Малому Актру

Вдруг, хорошо натоптанную тропинку прерывает промоина. Слева видим виновника - свежеобразованный водопад -  результат недавних дождей.

Приходится искать обход. В итоге вместо 45 минут, как нам обещали, шли туда часа полтора.

Но долго ли, коротко ли добираемся до края ледника. Наша миссия выполнена.

Из-под ледника вырываются потоки воды, которые потом и образуют реку Актру.

Фотка на память, ...

и в обратный путь.

Возвращаемся в альплагерь. На уазик. Казалось бы скоро уже будем на перевалке, но по дороге упираемся в сломавшийся ЗИЛ, объехать  его никак. Прождали час пока приехала подмога  и дёрнула его, чтобы завести.

Ещё по пути на ледник, когда водитель заметил, что кажется вода опять прибыла, мы решили не оставаться ночевать на перевалке, а то потом  вдруг брод не сможем преодолеть. Поэтому торопимся скорее уехать, но все-равно пока по степи, пока брод, в итоге Кызыл-Таш и Курай проезжаем уже по темноте. 

Поздний вечер, в Акташе мест в гостинице не находим, ночуем за Чибитом в полуоткрывшейся гостинице Русгидро. Вроде, её построили для размещения строителей новой Чуйской ГЭС, но сейчас пускают и туристов.